Анвар Ахметзянов

автор научно-популярного канала
«The Last Dino»

О лекторе

Анвар Ахметзянов

Автор научно-популярного канала на YouTube «The Last Dino», посвященного биологии, эволюции и палеонтологии животных.

Фото с лекций

Список тем лектора
Вы можете выбрать для своего мероприятия любую из этих тем
  • Эволюция приматов
    Кто такие приматы? Какие у нас есть родственники? Какие пути прошли наши предки в раннем кайнозое? Что двигало нашу эволюцию? Без каких свойств ранних приматов разум никогда не появился бы? Плезиадаписы, омомисы, проплиопитеки, проконсулы и множество других предков — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Австралопитеки
    Почему некоторые наши родственники до сих пор скачут по ветвям, а мы спустились на землю? Зачем было выходить в саванну? Что при этом поменялось и было ли прямохождение необходимо для развития интеллекта? Чем занимались австралопитеки каждый день, что ели, чем интересовались? Австралопитеки ранние, грацильные и массивные — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Первые люди
    Заря человечества — «ранние Homo»: сколько их было, как отличить рудольфенсиса от хабилиса? Зачем люди взяли в руки камни и палки? Куда шли первые люди? Что отличает ранних людей от настоящих людей? Кто такие люди прямоходящие? Чем занимались первые люди каждый день? Ашель — развитие культуры или миллионолетний застой? Питекантропы, синантропы и атлантропы — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Пре-палеоантропы
    Переломный момент в эволюции человека. Пре-палеоантропы — истинные люди не только на лицо, но и в душе. Где жили люди гейдельбергские и как научиться произносить это слово? Откуда взялось искусство и зачем оно было нужно? Кто развёл первый костёр? Кто совершил первый обряд? Кто создал первую могилу? Сколько видов пре-палеоантропов жило на планете? Охота и жилища, игрушки и общение странных людей — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Эволюция войны
    Люди воевали во все времена. Не всегда мы можем это увидеть, но война была нашим поклятием с обезьяньих времён. Почему и за что люди воевали? Как и чем они это делали? К чему приводили первобытные сражения? Об этом и многом другом — в лекции С. В. Дробышевского «Эволюция войны».
  • Неоантропы
    Кроманьонцы — почти мы. Где жили первые сапиенсы? Куда шли первобытные орды? Как общаться с аборигенами, если ты — кроманьонец? Как были открыты Австралия и Америка? Как поймать мамонта? Зачем рисовать в пещере? Зачем рога шаману? Как приручить собаку? Хорошо ли жилось первым земледельцам? Протонегроиды и протоавстралоиды, протоевропеоиды и протомонголоиды — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Антропогенез
    Откуда появился человек? Кто его предки? Когда и где мы приобрели свои черты? Когда были сделаны первые орудия, когда запылал первый костёр? Когда появилось искусство? Кто был нашими соперниками? Могли ли возникнуть иные человечества? Об этом и многом другом — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Огонь
    Когда, кто, как и зачем приручил огонь? Как общаются с ним животные? Как пытались это делать наши предки? Какие свидетельства освоения огня сохранились? Что важнее — зажечь или потушить? Какие есть мифы об освоении огня? Какие у огня перспективы? Обо всём этом и многом другом — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Ледниковый период: полмиллиона лет день за днём,
    ледниковье за 
    межледниковьем
    «Ледниковый период» — избитое словосочетание, столь же часто звучащее, сколь и мало значащее. За последние полмиллиона лет ледниковий и межледниковий было много, каждое из них имело свои особенности. Люди в разных частях планеты реагировали на эти изменения очень неодинаково. Менялись культуры и адаптации, орудия и объекты охоты. Троглодиты изобретали одежду и жилища, осваивали огонь и творили первое искусство. Особенно показательно сравнение Африки и Европы — самых изученных регионов планеты. Мы ещё многого не знаем, но сведений о ледниковых периодах уже достаточно, чтобы понять, что история ледниковий была весьма многогранной. Обо всём этом — в лекции С. В. Дробышевского.
    неизбежен ли разум; пуп Земли на вершине эволюции; ухо жаброй не испортишь; шаги прогресса; эволюция разума — главная специализация человека.
  • Ухо жаброй не испортишь
    На лекции поговорим об эволюционных перипетиях нашей анатомии. То, что кажется нам естественной и само-собой разумеющейся частью нашего тела, в своё время было смелой инновацией, радикально поменявшей жизнь наших далёких предков. Эти усовершенствования имели совершенно иное назначение, нежели то, что досталось нам по наследству после миллионов лет преобразований. Человек собран из элементов, обеспечивавших жизнь одноклеточных существ, рыб, амфибий, рептилий и первых млекопитающих. О некоторых из них расскажет Станислав Владимирович Дробышевский.
  • Когда появился человек?
    Когда появился человек? Этот вопрос — самый частый среди задаваемых антропологам. Ответ на него не так прост. Секрет в том, что ответ зависит от определения «человека». Кто такой человек? Двуногое без перьев? Говорящая обезьяна? Повелитель огня? Разные черты человека возникали в разные времена и по разным причинам. Итак: когда же появился человек? Ответ на этот вопрос — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Человек и ёж
    Разум возник на планете один раз. Но животный мир невероятно многообразен. Неужели разумные существа не могли появиться на основе слонов или белок, енотов или муравьедов, верблюдов или ежей? Какие их свойства помешали им стать разумными, и какие помогли нам? Есть ли шанс возникновения нового человечества, исчезни мы с лика планеты? Обо всём этом и многом другом в лекции Станислава Дробышевского «Человек и ёж».
  • Достающее звено
    Наше прошлое ушло в прошлое. Никто из ныне живущих не видел проконсулов и австралопитеков, никто не знает, когда и кем был разведён первый костёр, никто не присутствовал при шаманских плясках под сводами пещер в ледниковом периоде. Откуда же мы знаем об этом? Так ли уж неполны анналы истории? Стоит ли по-прежнему перед наукой проблема недостающего звена? Или все звенья уже давно достающие? А может, всё уже прописано в книгах, и будущим поколениям остаётся лишь читать пыльные фолианты, не надеясь узнать что-то новое? Все ли открытия уже сделаны? Об этом и многом другом — в лекции-презентации С. В. Дробышевского «Достающее звено».
  • Тело человека от докембрия до наших дней
    Тело человека собрано из элементов, возникших совсем для других надобностей. В эволюции ничего не пропадет зря. Хорда и жабры, плавники и оболочка икры — всё пошло в ход, без всего этого человек не стал бы человеком. Четыре миллиарда лет эволюции сделали нас ходячим сараем, в котором хранятся приспособления для выживания в кембрийских морях и девонских болотах, пермских пустошах и мезозойских лесах, эоценовых джунглях и миоценовых саваннах. О приключениях человеческого тела до появления человека — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Что делает человека человеком
    На лекции мы поговорим о том, какие черты приматов оказались необходимы для возникновения разума и о том, что в человеке делает человека человеком. Далеко не все животные имели шанс на появление разумности, и лишь человек его реализовал. Почему, что мешало зверям и что помогало предкам людей?
  • Палеонтология антрополога
    Вооружённые представлениями о ходе эволюционного процесса, учёные могут восстановить наше прошлое от появления жизни до современности. Каждый следующий эволюционный шаг был случаен и не случаен: космические и планетарные события, мутации и рекомбинации случайны с точки зрения живых существ, а вот влияние этих сил на организмы и сложные взаимосвязи в экосистемах — вполне закономерны. Распутывание хитросплетений эволюционного процесса — любимое занятие палеонтологов. Что привело к нашему появлению? Как на это повлияли бактерии и движения материков, ракоскорпионы и зверозубые рептилии? Об этом и многом другом — в обзорной лекции Станислава Дробышевского, а подробнее — в новой книге «Палеонтология антрополога».

    1. Введение
    2. Докембрий
    3. Кембрий-силур
    4. Девон
    5. Карбон
    6. Пермь
    7. Триас
    8. Юра
    9. Мел
    10. Палеоцен-эоцен
    11. Олигоцен-миоцен
    12. Плиоцен-антропоген
  • Как правильно называть древних людей
    «Неандерталец — это вид или подвид? Как правильно?» — извечный вопрос, всегда задаваемый антропологам. Откуда берутся названия древних людей? Что имеется в виду под словами «питекантроп», «палеоантроп» и словосочетанием «человек гейдельбергский»? Как отличить древний род от вида или вид от подвида? Сколько древних людей нам известно? Как их посчитать? Обо всём этом — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Вершина эволюции
    Человек достиг своей вершины — вершины разума. Но в остальных своих чертах он бывает несовершенен. Кто превзошёл человека и в чём человек превзошёл других животных? О нужном и лишнем, важном и вредном — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Кошки-мышки
    Вооружённые представлениями о ходе эволюционного процесса, учёные могут восстановить наше прошлое от появления жизни до современности. Каждый следующий эволюционный шаг был случаен и не случаен: космические и планетарные события, мутации и рекомбинации случайны с точки зрения живых существ, а вот влияние этих сил на организмы и сложные взаимосвязи в экосистемах — вполне закономерны. Распутывание хитросплетений эволюционного процесса — любимое занятие палеонтологов. Что привело к нашему появлению? Как на это повлияли бактерии и движения материков, динозавры и цветы? Об этом и многом другом — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Иерархия и прогресс от обезьяны к человеку
    Наши родственники — обезьяны — имеют разные варианты социального устройства. Одни управляются твёрдой лапой, другие пребывают в анархии. Какие формы поведения были типичны для наших предков? Когда и на каких основаниях возникли формы доминирования и подчинения? Как это отражается на наших лицах и нашей жизни? Об этом и многом другом — в лекции С.В. Дробышевcкого «Иерархия и прогресс от обезьяны к человеку».
  • Чудища Эдема
    Жизнь предков была нелёгкой. За каждым кустом кто-то пождидал нас, из каждого тёмного дупла за нами следили чьи-то голодные глаза. Кто был врагом нашей эволюции? От кого мы спасались? К чему это привело? Что в нашей биологии унаследовано от миллионов лет избегания чудищ? Об этом и многом другом — в лекции С.В. Дробышевcкого «Чудища Эдема».
  • Мифы о мозге
    Наш мозг — огромный специализированный орган, столь явно выделяющий человека среди всех существ. Мы по праву гордимся им. Но гордыня, как известно, — грех, а потому мы подвержены множеству самодовольных мифов о своём главном достоинстве. Правда ли наш мозг самый большой? Правда ли приматы с самого начала были самыми умными? Действительно ли предки умнели, чтобы пользоваться орудиями? На самом ли деле предки были умными… или глупыми? Можно ли всю нашу эволюцию представить как эволюцию мозга? Безграничны ли возможности нашего мозга? Так ли уж необходим нам вообще мозг для выживания? Зависели ли наши экологические и географические успехи от мозг? Обо всём этом — в лекции С. В. Дробышевского «Мифы о мозге».
  • Социальные структуры предков человека
    Наши родственники — обезьяны — имеют разные варианты социального устройства. Одиночки и коллективисты, агрессивные тираны и миролюбивые добряки, владельцы гаремов и верные семьянины. Одни управляются твёрдой лапой, другие пребывают в анархии. Какие формы поведения были типичны для наших предков? Когда и на каких основаниях возникли формы доминирования и подчинения? Австралопитеки, неандертальцы, кроманьонцы — отличались ли они друг от друга и от нас? Как выглядели их семьи? Как это отражается на наших лицах и нашей жизни? С какого момента появились племена и народы? Как нам об этом узнать? Об этом и многом другом — в лекции С.В. Дробышевcкого.
  • Любовь в каменном веке
    Наши предки не были безнадёжно дремучими. Они, как и мы, умели любить друг друга. У них были семьи, они были способны на романтику и сложные отношения. Любовь в древности была не слабее, чем страсти современных Ромео и Джульетт. Об этом и многом другом — в лекции С.В. Дробышевcкого.
  • Ошибки антропологов
    Учёные ищут истину. Но этом пути неизбежны ошибки. Намеренные фальсификации и случайные ошибки, заблуждения и искажения пересказов — все они влияют на развитие науки. Некоторые распознаются сходу, некоторые сказываются долгие годы. Об этом — в лекции С. В. Дробышевского.
    Любая деятельность невозможна без ошибок. У всех бывают промахи, не лишены этой напасти и антропологи. За двести лет существования науки было немало казусов. Некоторые исправлялись сразу, некоторые долгие годы влияли на ход течения антропологической мысли, некоторые прописались в учебниках и бытовом сознании даже тех людей, кто никогда не слышал слова «антропогенез». Но на то и сила науки, чтобы уточнять наши знания, прояснять недавно туманные сферы и делать мир более понятным. Об ошибках антропологов и триумфе над ними — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Ошибки предков
    Из множества возникавших эволюционных линий успешными становились лишь немногие. На примере приматов в целом и гоминид в частности удобно рассмотреть причины успеха и неуспеха разных групп, так как степень исследованности приматов выше, нежели других животных. Плиопитеки и ореопитеки, гигантопитеки и парантропы, «хообиты» и первые сапиенсы — все они имели свой звёздный час и свой коллапс. Об вольных и невольных ошибках предков — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Споры антропологов
    Научная мысль иногда движется плавно и поступательно, а иногда скачет через колдобины. Недостаток знаний и несовершенство методик компенсируются изобилием гипотез и приводят к бурным спорам. Кто был предком? Кто такие мегантропы и неандертальцы? Равны ли расы? Что случилось с альтернативными человечествами? Может ли генетика ответить на все вопросы? Полторы сотни лет не только споров, но и битв, и ссор, и научных драм — всё это в лекции С. В. Дробышевского «Споры антропологов».
  • Приматы
    Приматы крайне разнообразны в своей организации. Одиночки и коллективисты, агрессивные тираны и миролюбивые добряки, владельцы гаремов и верные семьянины. Как жили наши предки? Какое общество имели? Как нам об этом узнать? Об этом и многом другом — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Эволюция мозга человека
    Мозг — наша гордость и краса! Именно интеллект делает человека человеком. Но не всегда наши предки были такими умными, не всегда имели такой большой мозг. Когда люди обзавелись таким замечательным органом? Как это происходило? По каким причинам? Откуда мы это знаем? Всё ли дело в размере или начинка важнее? Каковы были альтернативы? Кто мог стать разумным вместо нас и занять планету и почему наши предки всё же победили? Обо всём этом — в лекции С. В. Дробышевского «Эволюция мозга человека».
  • Эволюция мозга: грани будущего
    Мозг — наша гордость и краса! Именно интеллект делает человека человеком. Но не всегда наши предки были такие разумные. Когда человеческий мозг стал таким умным? Как это происходило? По каким причинам? Откуда мы это знаем? А зная прошлое — можем ли мы прогнозировать будущее нашего мозга? Каким будет наш разум в грядущем? Обо всём этом — в лекции С. В. Дробышевского «Эволюция мозга: грани будущего».
  • Жизнь предков в нашем мозге
    Наш мозг возник не на пустом месте. Надобности и сложности жизни предков задали размер и форму, строение и качество нашего главного органа. Предки решали мозгами свои проблемы, а мы используем тот же мозг для совершенно новых задач. Как так получилось? Как такое вообще возможно? А зная прошлое — можем ли мы предсказать будущее нашего интеллекта? Обо всём этом — в лекции С. В. Дробышевского «Жизнь предков в нашем мозге».
  • Антропогенез
    Линия наших предков тянется от возникновения планеты и зарождения жизни. Антропогенез — раздел антропологии, изучающий происхождение человека, изменчивость человека и его предков во времени. Происхождение и главные особенности древних приматов стали залогом нашего появления, дали возможность именно им вырастить разумную ветвь эволюции. Финишная прямая пролегает от того момента, когда один из предков слез с дерева и встал на две ноги. Сахелянтропы, оррорины, ардипитеки и неведомые пока существа осваивали землю. Череда достижений — прямохождение, труд, орудия, огонь, жилища, погребения, обряды -тянется от обезьяноподобных существ через человекоподобных к совсем людям. Современная антропология может рассказать немало, но многое ещё предстоит открыть. Наряду с нашими прямыми предками жили двоюродные и троюродные родственники — наледи, нгандонгцы, хоббиты, денисовцы, неандертальцы. Некоторые из них пошли совсем странными путями, некоторые были весьма похожи на нас. Наш вид — единственный, который выжил в борьбе человечеств. Было бы это случайностью или закономерностью? Какие существа был нашими прямыми пращурами, а какие лишь отдалёнными родственниками? Чем человек похож на обезьяну и чем он особенен? Каковы наши главные человеческие свойства и откуда они взялись? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Чудища Эдема
    Наши предки далеко не всегда были такими крутыми, как мы сейчас. Не только львы и медведи, но даже гораздо более скромные хищники покушались на здоровье пращуров. Как жилось австралопитекам и питекантропам в окружении злобных тварей? Как им удалось не вымереть? Когда и почему настал переломный момент, и предки захватили планету? Обо всём этом — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Неандерталь — от стихов до генов
    Эпоха неандертальцев миновала десятки тысяч лет назад. Откуда же мы знаем, что тогда происходило? Кто и когда об этом узнал? Как двигалась научная мысль? Как открытия следовали друг за другом? Какие идеи и концепции выдвигались? Находки в Неандертале были первыми описанными и остаются на пике исследований поныне. На их примере очень наглядно можно показать методологию многих наук. Об этом и многом другом Вы узнаете на лекции С. В. Дробышевского «Неандерталь — от стихов до генов».
  • Сунгирь — от могилы до всемирной славы
    Учёные очень уверенно рассказывают о жизни предков: чем они питались и занимались, во что одевались, как общались, о чём думали. Не сочиняют ли антропологи с археологами? Может, всё было совсем не так? Откуда мы знаем о болезнях и радостях, технологиях и обрядах тридцатитысячелетней давности? Современная наука располагает величайшим арсеналом методов расшифровки прошлого, который к тому же постоянно пополняется. Об этом и многом другом Вы узнаете на лекции С. В. Дробышевского «Сунгирь — от могилы до всемирной славы».
  • Технологии в антропологии
    Откуда антропологи узнают о прошлом? Как мы можем узнать о событиях, происходивших тысячелетия назад? Образ жизни, одежда, привычные занятия и движения — под внимательным взглядом антрополога останки предков рассказывают о делах давно минувших дней. Как это выглядит на практике — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Странные люди или Что скрывают антропологи 
    Антропологов часто обвиняют, что они скрывают неугодные факты. Кости гигантов и карликов, инопланетян и йети томятся в подвалах за железными опечатанными дверями. Под грифом «совершенно секретно» таится сумрачная тайна об атлантах и прото (подставить любимый народ). Особо ценные артефакты просто уничтожаются. А вместо всего этого великолепия народу подсовывают пресную очередь сутулых фигур, где макака плетётся за парой небритых бомжей разной степени интоксикации. Но правду не скроешь! Дробышевский распахнёт бункеры и пыльные папки, народ должен знать истину о странных людях, населявших планету задолго до строительства пирамид, Баальбека и Урюпинска. Итак, внемлите: «Странные люди или Что скрывают антропологи».
  • Картина качается
    Антропология не стоит на месте. Новые находки и открытия, идеи и методы постоянно меняют и дополняюткартину происхождения человека. Бывает ли так, чтобы картина эта менялась кардинально? Что может пошатнуть устоявшиеся представления и происходило ли такое в истории науки? О колеблющихся столпах и качающихся картинах — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Антропогенез
    Когда цивилизация еще не втоптала зелень в бетон и не застеклила пальмы под колпаки оранжерей, люди кочевали по необъятным просторам планеты. Они делали бусы из бивней мамонтов и рассказывали мифы о гусях, создавших сушу. Они играли на флейтах из птичьих костей и охотились на пещерных медведей.
    Для них не существовало границ. Они переплывали моря, продирались сквозь душные джунгли Явы и пересекали ослепляющие пустыни Австралии. Они украшали свои лица шрамами и дарили девушкам ожерелья из оленьих клыков. Их жизнь была сурова и прекрасна. В их душах жила свобода. Они не умели читать и все помнили наизусть. А мы знаем о них благодаря науке и в нашем Золотом веке тоскуем об утраченном прошлом.
  • Мораль в палеолите
    Большинство людей склонно представлять наших предков неотёсанными чурбанами, без всякого намёка на тонкость чувств, с самыми примитивными побуждениями и низменными инстинктами. Но как же тогда возникли наши мораль, нравственность, сострадание и доброта? Как мы можем узнать об этом? Какие свидетельства сохранила на этот счёт земля? Об этом — лекция «Мораль в палеолите».
  • Люди Африки
    Когда-то наши предки привольно жили в кронах деревьев. Потом бродили по саванне. Затем изобрели орудия труда, начали строить жилища, охотиться на животных, освоили огонь и изобрели множество других чудес. И 99% нашей истории происходило в Африке. Развитие не остановилось — и ныне люди продолжают меняться сами, развивать свою культуру, преобразовывать окружающий мир. Африканская — и общечеловеческая — история в лекции С. В. Дробышевского «Люди Африки».
  • Происхождение русских
    Русские — самый большой народ России. Потому не странно, что споры о его происхождении идут уже столетиями. Вокруг наверчено огромное количество мифов и стереотипов. А ведь современная наука продвинулась далеко вперёд. Что может рассказать о происхождении русских антропология? Об этом — лекция С. В. Дробышевского.
  • Рай и ад на Земле
    Около двух миллионов лет назад наши предки покинули свою колыбель — Африку. В своём продвижении по планете они попадали в самые невероятные места. Где-то их ждали эдемские сады, где-то встречали проклятые земли. В одних местах предки могли расслабиться под сенью райских кущ, в других — в ужасе забивались в обледенелые щели в поисках спасения от адских чудищ. Куда заводили извилистые пути миграций наших пращуров? Как это сказалось на их жизни и облике? Как это отразилось на нас? Об этом — в лекции С. В. Дробышевского «Рай и ад на Земле».
  • Ошибки антропологов
    Правда ли, что человек произошёл от обезьяны? Действительно ли антропологи всё выдумывают? Сколько находок подделано? Кем были наши предки — грязными троглодитами или высокодуховными эльфами? Обо всём этом и многом другом — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Миф о гармонии с природой
    Многие люди, живя в современном цивилизованном обществе, бесятся с жиру и думают, что хорошо было бы жить в далёкие старые добрые времена, когда трава была зеленее, небо синее, вода мокрее, звери добрее, и вообще всё было замечательно. Люди жили на лоне природы, не прививались ужасными прививками, ели все чистое и качественное. Вот она — истинная гармония с природой! Но с высоты XXI века мы можем объективно взглянуть на то, что на самом деле происходило в прошлом. Ведь у нас есть множество палеоантропологических находок и, как ни странно, свидетельств очевидцев той самой гармонии. Так каков же он, Золотой Век? Об этом -лекция С. В. Дробышевского.
  • Эдемский сад
    Наши предки в разные эпохи жили в самых разных условиях. Сначала они скакали в густых джунглях, затем осваивали сады, после выходили на холмы и равнины. И каждый раз пращуров окружали удивительные создания — большие и маленькие, красивые и ужасные, полезные и опасные. Человек возник не в вакууме, он — часть своей экосистемы. О наших родных эдемских кущах — лекция С. В. Дробышевского.
  • Миграции древних людей: куда и зачем ходили наши предки?
    Люди возникли в Африке. Но мы знаем, что с весьма давних времён питекантропы и неандертальцы, денисовцы и «хоббиты» жили в самых разных местах — от Мыса Доброй Надежды до Крайнего Севера, от Гибралтара до Флореса. Сапиенсы шагнули ещё дальше, заселив Австралию, обе Америки и острова всех океанов. Зачем люди шли в неведомое? Что манило их за горизонт? Какими путями следовали наши предшественники и предки? Обо всём этом и многом другом — в лекции С. В. Дробышевского «Миграции древних людей: куда и зачем ходили наши предки?»
  • Детство в палеолите
    При словах «пещерный человек» перед мысленным взором обычно встаёт брутальный троглодит в пятнистойшкуре через плечо, мохнатом подгузнике и с неизменной дубиной в руках. Реже и несколько позади может помаячить его мускулистая и небритая супруга. Но совсем уж редко вспоминают о том, что любой древний человек когда-то был древним ребёнком. А детский мир — совершенно особенный. Ведь именно тогда закладываются все свойства взрослого. Детство в палеолите было суровым. Опасности и учёба, голод и холод -всё это сопровождало маленьких питекантропчиков и неандертальчиков. Откуда мы знаем о жизни детей в палеолите? Чем они занимались? Как и чем играли? Как взрослели? Что сопровождало переход из мира детства в мир взрослых? Обо всём этом — в лекции С. В. Дробышевского «Детство в палеолите».
  • Дети и прошлое
    Детство — эфемерное, постоянно меняющееся состояние. Ребёнок растёт и меняется, в этом его сущность. А процессы эти заданы нашим прошлым. Почему наши дети растут так, а не иначе? Как формируется мозг; как наше эволюционное прошлое отражается в поведении детей? Как жизнь предков определяет жизнь современных детей, а через них — и взрослых? Обо всём этом — в лекции С. В. Дробышевского «Дети и прошлое».
  • Палеоантропология Восточной Африки
    Восточная Африка — наша прародина. Тут жили наши древнейшие предки — как минимум 26 миллионов лет подряд. Африканские реалии создали нашу форму тела — прямохождение, трудовую кисть, умные мозги. Мы появились, потому что наши пращуры выживали в африканских лесах и саваннах в окружении африканских растений и животных. Неспроста кенийские пейзажи кажутся родными любому человеку, откуда бы он ни прибыл — из Европы, Азии или Америки. Столетие научных исследований позволяет нам увидеть величественную картину нашей биологической и культурной истории — от совсем обезьян до совсем человека. И 99,8% этой истории происходило именно в Восточной Африке! О вехах этой эпопеи Вы можете узнать из лекции С. В. Дробышевского.
  • Древние люди юга России
    Многим кажется, что большая часть эволюции человека протекала где-то в экзотических краях. Действительно, первые этапы антропогенеза происходили в Африке. Но наша страна велика и намного ближе к прародине, чем может показаться. Юг России сохранил богатейшую летопись жизни далёких пращуров, он был ареной драматических встреч разных видов людей, местом жизни, творчества, борьбы и переселений. От «людей умелых» до «человека разумного», от галечной культуры до сияющих вершин прогресса — Вы можете узнать эту чудесную историю из лекции С. В. Дробышевского.
  • Павианы, свиньи, кошки, гиены… Люди
    Что может быть общего у павианов, свиней, кошек и гиен? И при чём тут вообще люди? А меж тем, связь самая что ни на есть прямая. Наша эволюция как разумного существа была совершенно невозможна без конкурентов и врагов. Эволюционная борьба была ожесточённа, чаша успеха клонилась то в одну, то в другую сторону. Не всем было суждено увенчаться лаврами, многие полегли на поле естественного отбора. О перипетиях этой битвы длиной в десятки миллионов лет — в лекции С. В. Дробышевского «Павианы, свиньи, кошки, гиены… Люди».
  • Человек и жираф
    Казалось бы — что общего у человека с жирафом? Мы маленькие и ходим внизу, они большие и тянутся наверх. Мы мозговитые, они шеистые. Но эволюция наших предков и пращуров жирафов шла в одних местах под влиянием одних и тех же факторов. Как же так получилось, что мы и жирафы столь отличаемся? А может, есть в нас что-то общее? А как обстоят дела с ближайшими родственниками? О извилистых путях эволюции людей и жирафов — в лекции С. В. Дробышевского «Человек и жираф».
  • Жилища каменного века
    «Пещерный человек» — устойчивое словосочение, практически не отражающее сути. Жили ли на самом деле предки в пещерах? Когда вообще они стали привязываться к определённым местам? Можно ли говорить о поселениях каменного века? Кто, как и что строил в древности? Об этом — в лекции С. В. Дробышевского.
  • Главные развилки нашей эволюции
    Многое в процессе эволюции случается случайно. Станут ли потомки хищными или растительноядными, заселят ли север или юг, станут ли умными или останутся тупенькими? Интрига сохраняется всегда! Но у любой случайности есть свои закономерные причины. Как на самых ответственных развилках нашей эволюции наши предки сворачивали в нужные стороны? Почему они делали такой выбор, а не иной? Что случилось с самыми везучими и самыми невезучими? Об этом — в лекции С. В. Дробышевского «Главные развилки нашей эволюции».

Посетить мероприятия лектора

Купить видеозаписи лекций

лекции доступны сразу после оплаты

Сообщество любителей интеллектуального отдыха

В нашем телеграм-канале получают эксклюзивные промокоды. Присоединяйтесь и вы!