Вы знаете
Владимира Георгиевича по многочисленным лекциям, которые он читает на самые разные темы. От него кто-то из вас уже узнал много нового и интересного: про НЛО, про планеты и экзопланеты, про черные дыры, про поиски жизни во Вселенной и многое, многое другое.
Однако сегодня у вас есть возможность познакомиться ближе с ним самим!
— Какой проект Вам особенно понравился из тех, в которых Вы работали? Или, может быть, есть какой-то, о котором хочется рассказать?В последние годы один интересный проект предложил выпускник физфака Олег Владимирович Дерипаска. Он сильно поддерживает МГУ и особенно физфак, который его выучил. И он предложил наиболее
интересные лекции, которые читаются студентам, записать хорошо в студиях, оформить и выложить для общего пользования, бесплатно. Такая вот инициатива была. Речь шла только о студенческих лекциях. И действительно, несколько десятков выложено и очень хорошо оформлено, снято на хромакее. Все как положено, приятно их слушать.
Но один проект, а именно мой, был предложен для школьников. Потому что я вместе с коллегой написал школьный учебник по астрономии, ну и как-то более-менее известный просветитель в этой области. И мы сделали, на мой взгляд, очень неплохой проект.
Курс школьной астрономии, 32 урока, как они должны быть по школьной программе.
Я понял, что надо делать для тех, кто хочет изучать астрономию, но доступа к ней особого не имеет. Он у меня выложен, ссылочка на него на моей
страничкев Интернете.
Курс без математики. Это важно, потому что математика многих отпугивает, и многие выпускники говорят: «Ах, математика-математика!
Я этого никогда не понимала!». И для таких ребят, и для таких девочек надо о Вселенной рассказывать, о планетах. Это им заходит, если их не отпугивают какие-то расчеты на доске.
Мне кажется, в последние годы это самый удачный проект. Он мне очень понравился. Это было хорошо сделано. И снято неплохо. Я, собственно, сам был режиссером. И я знаю, что многие люди проходят этот курс, глядя на мои лекции. Я очень рад этому.
— Интересно Ваше отношение к формату обучения детей, скажем, черезкакие-то комиксы, рассказы в картинках?Говорят, нынче клиповое восприятие у ребят, да и у взрослых тоже. И мне, как «классическому» человеку, это не очень нравилось. Но, я смотрю, и в
этой области тоже можно что-то делать. У меня есть целый портал: там больше 400 микролекций по одной минуте каждая. Это называется
«Школа астрономии».
Я думал: «Что можно рассказать за одну минуту?»
Оказывается, если есть конкретный вопрос, конкретная тема, за одну минуту вполне можно рассказать. А люди это смотрят очень часто, потому
что в метро, в автобусе – прижался к стенке и - раз! Посмотрел. Оказывается, такой формат взрослым (и тем более детям) очень даже годится.
А что касается комиксов... Тоже было предубеждение: «Ну, это развлекуха! Желтая пресса, комиксы...». А недавно меня попросили отредактировать книжку по астрономии, которая в форме комиксов сделана. Я сначала вздрогнул, сказал: «Да вы с ума сошли, не буду я это читать!». В конце концов, посмотрел.
Обалденно! Очень удачно сделано. Просто вот то, что надо.
Там проходной персонаж, который через все картинки проходит, много чего узнает. Сейчас эта книжка уже издана, привезли из издательства. Я своим внучкам дал, и они говорят: «Дед, вот такая (показывает большой палец) книга!»
Так что комикс – это еще не приговор. Зависит от того, какой автор, какую задачу он ставит перед собой. Только ли развлекать или возбуждать интерес.
— Как обстоят дела у взрослых людей с любознательностью?Разбудить любознательность у взрослого человека довольно сложно, но некоторые сохраняют ее до старости. Вот, собственно, это и есть наша публика.
Это наша публика, которая приходит на лекции, деньги платит. В наше время – немаленькие деньги. Я смотрю, на мои лекции иногда билеты назначают по полторы тысячи. Думаю: «Кто же придет?»
За эти деньги книжку хорошую можно купить, на полку поставить. Но люди придут, чтобы час-полтора меня послушать. Приходят и говорят, что это важно. Важнее, чем книжка – личное общение.
И правда, когда я сам вспоминаю школьные или университетские годы, я мало что помню из рассказанного учителями. Но я помню впечатление, оставленное мне учителем, его внешностью, его манерой говорить, манерой со мной общаться. Вот что, оказывается, важно.
В книге это трудно передать, а живьем ты что-то полезное и что-то интересное человеку транслируешь. Поэтому, любознательность желательно поддерживать всеми силами.